Будущее городов

 

Современный город как агент инновационной экономики выступает в двух ипостасях:
1.Город как центр науки и образования, место сосредоточения образованных и креативных кадров, инфраструктуры и финансовых ресурсов.
2.Город – ключевой потребитель инновационных технологий и решений, генератор инноваций в управлении и градостроительстве.

Требуются инновации в следующих областях:
  • энергонезависимость и энергоэффективность;
  • развитие транспорта и инфраструктуры;
  • управление городскими отходами;
  • безопасность;
  • решение экологических проблем
Современные мировые тенденции развития городов выражены идеей перехода на энергоэффективную модель. Это отражается, например, в отказе европейских городов от американской модели «расползания» города, когда значительно увеличивается протяженность, а значит, и стоимость инженерных сетей и дорог, а содержание инфраструктуры в местах низкой плотности населения становится нерентабельным.
 
Следует уделить внимание разработке модели компактного города (мультифункционального комплекса, дома-квартала и т. п.), считают эксперты. В компактном городе в случае необходимости пригласить партнеров на совещание гораздо легче, чем сделать то же самое в поселении большой территориальной протяженности. В экспертном сообществе все больше внимания уделяется идее домов-коммун.
Так, модель дома-коммуны с комнатами по группам интересов была продемонстрирована на «ЭКСПО-2010» в павильоне Германии. 
В американском городе Портленд в 1996 году была принята программа его развития как постуглеродного города (post-carbon city). Это предполагало резкое сокращение автомобильного трафика в городе, развитие общественного и велосипедного транспорта, переход к возобновляемым источникам энергии. Сегодня в Портленде самое большое в США количество гибридных авто и «зеленых» домов. Каждый год объем продаж бензина сокращается на 5%. За десять лет длина велосипедных дорожек увеличилась в пять раз, а объем железнодорожных перевозок – почти в два раза.
Следующий шаг в развитии города – автономные, энергонезависимые города. Одним из первых примеров такого рода является строящийся в Объединенных Арабских Эмиратах город Масдар. Спроектированный архитектором Норманом Фостером Масдар-сити станет первым в мире городом, который целиком обеспечивает себя возобновляемой энергией солнца и ветра.
 
 
 

Переход на «самообеспечение» намечают и существующие сегодня города. Такой концепт рассматривают сегодня власти Парижа. В немецком Фрайбурге поставлена цель: к 2045 году город должен полностью обеспечивать себя энергией. К этому моменту город должен радикально снизить потребление энергии (в частности, за счет новых строительных нормативов) и установить достаточное количество солнечных батарей и ветропарков.
С точки зрения эффективности энергосбережения мировое экспертное сообщество делает ставку на тригенерацию. Обычная тепловая станция переводит в электроэнергию около 33% топлива – остальное теряется в виде выделения теплоты. Когенерация (одновременное производство электроэнергии и тепловой энергии на основе одного и того же первичного источника) позволяет утилизировать значительно больше – свыше 80% топлива. Когенерационный цикл возможен, если энергоустановка укомплектована теплообменником, утилизирующим теплоту выхлопных газов (теплоутилизатором).
Когенерация обладает рядом несомненных преимуществ по сравнению с обычными способами получения электроэнергии:
  • коэффициент полезного использования топлива достигает уровня более 80%;
  • высокая экологичность;
  • автономность;
  • минимальные потери мощности благодаря близости энергоцентра к потребителю;
  • по сравнению со схемами раздельного получения электроэнергии и тепла позволяет повысить энергоэффективность на 40% и более.
Тригенерация – это комбинированное производство электричества, тепла и холода. Применение тригенерационной схемы резко повышает общий КПД энергоустановки, для отдельных видов энергоустановок, таких как микротурбины, КПД в режиме тригенерации превышает 92%.
Можно привести массу примеров, как в современном мире предпринимаются шаги по указанным в данной статье направлениям. Это касается не только энергосбережения, но и транспорта, утилизации отходов, экологии и безопасности.
Все эти вопросы мы хотим решить на первом этапе в созданном нами экопоселении. В перспективе — мы построим автономные плавучие города.
 
 

Статьи нашего Общества, ждущие Вашего обсуждения и комментариев

Комментарии

Оставить комментарий :